Пупочная грыжа у собак

Пупочная грыжа у собак – это настолько распространенная патология, что опытные заводчики даже не берут ее в расчет при прогнозировании класса щенка. Однако, сугубо косметическая и безобидная на первый взгляд проблема, может стать вполне весомой и угрожающей жизни собаки.

Виды и причины возникновения пупочных грыж у собак

Принято считать, что пупочная грыжа является врожденной патологией и не грозит подросшим или взрослым собакам. Утверждение далеко от истины, учитывая процесс и причины образования грыж.

В брюшной полости собаки имеется отверстие, к которому крепится пуповина на этапе внутриутробного развития. В процессе родов, пупочное кольцо смыкается и после удаления подсохшей пуповины, животик щенка становится гладким. Если форма пупочного кольца имеет отклонение от нормы или наблюдается низкий тонус брюшной стенки, образуется грыжа.

ВНИМАНИЕ!

Патология имеет генетическую или наследственную причину, поэтому предупредить ее развитие у новорожденных щенков, невозможно.

Грыжевое кольцо взрослой собаки закрыто спайкой, которая может расходиться при определенных обстоятельствах – вздутие живота, высокое давление на брюшную стенку, сильная рвота или продолжительный запор, травма, беременность, продолжительные роды и прочее.

Виды пупочных грыж

В зависимости от степени расхождения спайки, образуется пупочная грыжа определенного вида:

— Ложная – выглядит, как небольшое шарообразное образование в районе пупка. На ощупь мягкое, легко распрямляется пальцами, со временем заполняется жиром.

— Истинная – через разошедшуюся спайку под кожу на животе выдавливается брюшная оболочка и фрагмент кишечника, матки или мочевого пузыря. Для дальнейшей диагностики, ветеринару нужно понять ширину грыжевых ворот (пупочного кольца, спайки) и насколько подвижно содержимое грыжевого мешка.

— Вправляемая – выпавший фрагмент органа возвращается в брюшную полость при физическом нажатии на грыжу.

— Невправимая, твердая, ущемленная – фрагмент органа зажимается пупочным кольцом и увеличивается в размерах по причине отека.

Также от размера раскрытия спайки зависят габариты пупочной грыжи. Жировое образование имеет диаметр до 2 сантиметров, мягкую структуру и не увеличивается при нагрузках. Истинные грыжи варьируются по размерам, отверстие должно иметь диаметр, через которое пройдет петля кишечника. При обширном выпадении кишечника или другого органа, грыжа может достигать размера крупного апельсина и больше.

Опасна ли пупочная грыжа?

Истинная грыжа, в мешке которой находится фрагмент органа, однозначно опасна не только для здоровья, но и для жизни собаки. Перед тем как начать лечение в домашних условиях, массажи или другие процедуры, рекомендованные при патологии, обязательно обратитесь за консультацией ветеринара.

Главная опасность грыжи в ее ущемлении, то есть ситуации, в которой фрагмент органа лишится кровообращения. Если в грыжевом мешке зажато кольцо кишечника, симптомы будут схожи с заворотом (перехлестом) кишок:

— Слабость, угнетенность, отказ от пищи, болезненность брюшной стенки.

— Запор или расстройство желудка, рвота или позывы.

— Нарушение кровообращения в грыжевом мешке, что выражается отеком и отвердением образования.

— Некроз зажатых тканей, внутренняя интоксикация, сепсис и летальный исход

Если ткани получают питание, но остаются в зажатом состоянии, отходы, застоявшиеся в петле кишечника, провоцируют воспалительный процесс. Заметив температуру и угнетенность питомца, хозяева, прибегающие к самолечению, усугубляют ситуацию жаропонижающими и большим количеством питья. Последствия несвоевременно оказанной помощи, чаще всего трагические.

Опасна ли пупочная грыжа при беременности и родах?

Если существует риск ущемления, пупочная грыжа у беременных собак опасна. Учитывая, что во второй половине беременности, матка собаки резко увеличивается в объемах, а стенки брюшины становятся более эластичными, возможно не только защемление, но и усугубление грыжи.

Если собака является племенной, лечением пупочной грыжи нужно заняться до беременности. Если время упущено или грыжа появилась в процессе вынашивания потомства, стоит особо ответственно подготовиться к родам. На момент начала схваток вы должны знать все ближайшие ветеринарные клиники и график их работы, поддерживать телефонную связь с ветеринаром, а лучше, пригласить врача на дом.

ВНИМАНИЕ!

Защемление пупочной грыжи может произойти на поздних сроках беременности, что потребует оперативного вмешательства и приведет к гибели щенков.

Лечение пупочной грыжи

Гарантированный, безопасный и быстрый метод лечения – это удаление пупочной грыжи у собаки посредством операции. Врач может предложить альтернативный метод – подклеивание грыжи, при условии, что она вправляема, но на практике, метод может «сработать» с щенками, но не со взрослыми питомцами. Чаще всего, операция проводится планово, ветеринаром удаляется пупочная грыжа у собак, после стерилизации или других процедур.

Операция по удалению грыжи может проходить по нескольким сценариям. На фото ниже представлена операция по усечению пупочной грыжи у немецкой овчарки, проведенная ветеринарами нашей клиники.

В данном случае не было ничего страшного: через кольцо не вышли органы, потому врач просто аккуратно вправил брюшко и ушил грыжевые ворота кисетным швом.

В иных случаях операция проводится следующим образом:

1. Если в мешке есть органы, то придется для начала этот мешок вскрыть, чтобы проверить, в каком состоянии эти органы. Если нет повреждений и прочих проблем, то они так же вправляются, хирург ушивает ворота.

2.Если было защемление, то есть высокая вероятность отмирания тканей. В данном случае проводится их удаление, зачистка, что опасно для жизни животного. Только потом врач вправит органы и ушьет ворота.

После проведения операции рецидивов не будет. Выздоровев, собака станет жить привычной жизнью.